Chundra.Ru » Города и страны » La Sagrada Familia
19 декабря 2007. La Sagrada Familia |
Знаменитого барселонского долгостроя - Sagrada Familia. Собор "Святого Семейства" (Sagrada Familia), расположенный неподалеку от центра Барселоны, вероятно, один из самых необычных в мире католических храмов как по внешнему виду, так и по истории его сооружения. Собственно, и история-то эта еще незакончена. Sagrada Familia - главное творение всемирно известного испанского архитектора Антонио Гауди. В истории архитектуры творчество Гауди стоит особняком. Его видение того, каким должно быть здание, настолько индивидуально, что невозможно даже сравнить его с кем-либо из архитекторов. Хотя, конечно же, он черпал вдохновение во многих архитектурных стилях возведения и оформления зданий - готическом, мавританском, в стиле модерн, однако элементы всех этих стилей трансформировались его воображением в совершенно необычные, ни с чем не сравнимые, захватывающие дух конструкции.
Антонио Гауди-и-Корнет родился в небольшом городке Реус, недалеко от Таррагоны, в Каталонии. Его отец был медником, и этот факт оказал немалое влияние на проявившееся впоследствие пристрастие Гауди к художественному литью. Всю жизнь Гауди испытывал почтение к мастерам своего родного края. Изделия из кованого железа были народным промыслом Каталонии, и многие поразительнейшие творения Гауди сделаны из этого материала, зачастую его собственными руками. В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил 1878 году. В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики - французского архитектора и писателя Вайоллета ле Дюка (крупнейшего в XIX веке реставратора готических соборов, восстанавливавшего собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Раскина. Провозглашенная ими декларация: "Декоративность - начало архитектуры" - полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди. Но, тем не менее, собственный творческий почерк Гауди совершенно неповторим. В 1883 году городские власти Барселоны начали строительство церкви, посвященной Святому Семейству - Саграда Фамилия. Первоначальный проект храма принадлежит архитектору Франсиско де Вильяру. Де Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел только построить крипту под апсидой. В 1891 году главным архитектором строительства стал Антонио Гауди. Строительство Sagrada Familia продолжалось все последующие годы жизни Гауди. С самого начала он решил не следовать путем обычной архитектуры неоготического стиля. Церковь должна была быть готической только по духу и в основных формах, имея план в форме "латинского креста", но во всем остальном Гауди намеревался использовать свой собственный язык визуальных образов. Следуя своему обычному методу, Гауди не составлял предварительных планов работ. Он, скорее, набрасывал в общих чертах основные формы строительства, а затем импровизировал конструкции и детали по мере продвижения вперед. Для этого ему наобходимо было постоянно присутствовать на строительной площадке, и в итоге он переселился в одну из комнат в недостроенном здании собора. Наблюдая за постройкой, Гауди постоянно вмешивался в ход работ: ему приходили в голову неожиданные мысли и он стремился их воплотить, иногда даже останавливая работы и ломая построенное... Так над домами Барселоны начало подниматься одно из самых удивительных в мире сооружений, вызвавшее некоторое замешательство у горожан: какая же это церковь? Это не то муравейник, не то какой-то вырастающий из земли сталагмит, каменная сосулька! По замыслу Гауди, все три фасада Саграда Фамилии должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из двенадцати апостолов. А каждый из трех фасадов был посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: "Рождество", "Страсти Христовы" и "Воскресение". По замыслу Гауди, фасады должны были украшать огромные панно и рельефы на соответствующие темы. Несмотря на то, что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть трансепта и апсида, составляющие большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроены. Более того - и сам Рождественский фасад был достроен только в 1950-е годы. Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. "Это будет, подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды", - писал Гауди. С 1914 года Гауди все силы отдавал только строительству своего храма. Церковь стала его навязчивой идеей. Углубляясь в себя, он становился все более эксцентричным, свято верил в свое мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке и выходил только время от времени "с шапкой в руке" для сбора средств на строительство церкви (пожертвования были единственным источником финансирования строительства). Однажды, в 1926 году, направляясь в близлежащую церковь к вечерне, недалеко от строительной площадки он был сбит трамваем. Никто не узнал в старике, одетом в поношенную одежду и похожем на бродягу, известного всей Барселоне архитектора. Он был отправлен в госпиталь Святого Павла и Святого Креста - больницу для бедных. Через два дня в возрасте 74 лет Антонио Гауди умер. Он похоронен в крипте недостроенного им собора. Было много дискуссий о том, надо ли завершать церковь после смерти Гауди. Однако несколько неудачных попыток продолжить творение гениального мастера только подчеркивают индивидуальность, необычайную пластическую выразительность и силу его искусства. Сегодня, спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, Sagrada Familia продолжает оставаться недостроенной. |
--------------------
Chundra.Ru Веселые картинки и фотоприколы на Чундре Загляни на главную - там тоже будет интересно |